Калужские мастера пошива одежды
Порточники: мастера по шитью
порток которые носили мужчины.__Таврило порточник, Истрат порточник.
Портные мастера: портные шили любую
одежду в том числе и платья и сарафаны для женщин. То есть их разделяли, порточ-ников и портных мастеров.
Нестер портной мастер, Миня портной мастер, Бажен портной мастер,
Тимоха портной мастер. по описи 1590-х портных мастеров 25 человек из разных
сотен города, но сосредоточение на Торге, у ц-ви Параскевы Пятницы, у
Третьяцкой сотни, у ц-ви Илии Пророка.
Гречневики.
Эти мастера
никакого отношения ни к гречихе, ни к гречневой каше (как сейчас могли бы
подумать) не имели- гречневики того времени, это высокие барашковые шапки,
катанные из шерсти. "Гречневики" процветали в 16 веке, а были
запрещены для носки только в эпоху Романовых из-за их высоты и формы, что
походило на боярские шапки и головной убор священнослужителей. Но в эпоху Ивана
Грозного этот головной убор воистину был народным атрибутом и носился
повсеместно, хорошо защищал от холода, и от жары спасал тоже. Катание из шерсти
делом было затратным, и не дешевым. Другими словами- "гречневик" был
одним из разновидностей колпаков.
Калужские гречневики: Кузьма
гречневик. по описи 1590-х гречневиков в Колуги было 6 человек находились они в
разных районах, заказов было много ибо колпаки изнашивались, терялись и прочее,
а ходить с непокрытой головой мужику считалось последним делом, а снимал он
головной убор, свой гречневик, либо перед хозяином кланяясь, либо в храме, ну
и, понятное дело- дома.
Колпачники.
Колпачники- мастера
по изготовлению колпаков, очень распространенного головного убора того времени.
Колпак отличался от гречневика формой, гречневик наверху был плоский, а колпак
заостренный или полукруглый, соответственно, колпаки было делать проще чем
гречневики, и цена у него была меньше.
Калужский колпачник: Третьяк колпачник, по описи 1590-х колпачник жил
в Варварской слободе.
Полстовалы: полстовал (постовал)=валяльщик шерстяных
покрывал- полстей.
Калужские полстовалы: Гришка полстовал.
Остах Полстовал (мастеровое прозвище). в описи
1590-х полстовалов было аж 12 человек!
Территориально они находи-лись в разных районах города, но четверо из
них сидели в одном месте...правильно...у Ильинской ц-ви рядом с Торгом!
Чюлочники: Мастера по
изготовлению чулок. В 16 веке чулки были кожаными или полотняными: сшитые из
тонкой кожи, сукна, холста или тонкой ткани. Обычно для крепления нижней части
чулка к одежде использовались раз-ные хитроумные приспособ-ления — завязки,
шнуровка. Чулки в то время могли себе позволить только зажиточные люди, чулки
считались шиком в одежде! Мастер чулочник в Колуге был один:
Иванов чюлочник. в описи 1590-х
чулочников мы не находим, возможно они входили в разряд портных мастеров
которых было 25 человек!
Рукавишники: мастера по
изготовлению, пошиву рукавиц. Рукавицы необходимы были и для некоторых видов
работ, и для носки особенно зимой рукавицы изготавливали на меху.
Шестой рукавишник, Онтип рукавичник, Филька рукавичник.
Холщевники (холстянники): мастера
производившие и продававшие холсты (ткани), очищающие их от посторонних
вкраплений и прочего ворса, ремесленники- ткачи того времени употребляли
особенный торговый язык, так же как и их конкуренты торговцы- офени. По описи
1590-х.
Калужский холщевник- 1 человек, этот мастер располагался... тоже у Ильинского
храма рядом с Торгом.
Гладильщики: мастера
разглаживающие кожи и ткани (приводящие их в товарный вид для продажи)
Калужские гладильщики: Семен гладильщик, Матвей гладильщик, Посник
гладильщик, Федос Осипов гладильщик.
по описи 1590-х гладильщики располагались у Богоявленской церкви.
Епанечники: изготовители плащей. Епанча- широкий
безрукавный плащ. У латинян имел схожее название, панчо (квадратного кроя) и
пончо (круглого кроя). Такой плащ носил известный литературный персонаж Санчо
Пансо (Панчо).
Калужские епанечники: в описи 1590-х есть 1 епанечник что сидел у Ильинского храма (тот, что делал епанчи) и 1 епанечный мастер- сидевший там же (тот,
что чинил епанчи).
Пуговичники: Пуговицы в XVI
веке делали либо из дерева, либо из кости. Работа эта была тонкая, искусная,
особенно резанные пуговицы для знати.
Калужские пуговичники: Ондрей
Гаврилов пуговичник.
в описи 1590-х пуговичников двое, они оба находились... правильно!...у
Ильинской ц-ви!
Сапожники: = то же что и скорняки (скорнячник, скорняжник),
скорынь (сапог). Изготовитель и починщик сапог. Это самый большой отряд мастеровых в Колуге!
По описи 1590-х их 195 человек! Их
великое множество в разных районах города, но самое большое количество у
Пятницкой другой сотни, у Торга! Можно с большой уверенностью утверждать, что
там находились починочные мастерские- куда шли люди с Красных рядов! Можно считать, что Колуга 16 века- это
"Город Мастеров Сапожников и Кожевенников"!
Калужские сапожники: Менщик Фомин сапожник, Ондрей Глухой сапожник,
Ондрей сапожник, Истрат Савин сапожник, Филип Васильев сапожник.
Были и сапожные мастера: их
трое, находились они; один у Покрова на
Рву, и двое у ц-ви Параскевы Пятницы.
Сапожные прасолы : скупщики сапог, их было двое, оба
находились у ц-ви Покрова на рву.
Были также и Скорняки- чинившие сапоги.
Скорняки (скорнячники): в описи 1590-х - 3 человека- один у ц-ви Параскевы Пятницы, и двое в
Кожевенной слободе у Покровской ц-ви в Кожевниках.
Завязочники: - мастера по
изготовлению завязок к одежде, подвязок, ремней.
Калужские завязочники: в описи 1590-х их 3 человека, территориально
они находились: у Николькой за лавками и Богоявленских храмов (они в то время
стояли рядом) и разумеется, у Ильинской церкви (мы уже знаем что это самое
бойкое место Торга!)
Поневники: мастера
по изготовлению поневы, понёвы - женской шерстяной юбки замужних женщин черного цвета, и
незамужних- темно-синяя в клетку. по описи 1590-х поневник один, находился он у ц-ви Параскевы
Пятницы у Торга.
Сумочники: мастера по
изготовлению сумок, в то время они делались исключительно из кожи.
1 человек в Егорьевской за лавками сотне, и 1 сумочный мастер в
Ильинской сотне у торга.
Комментарии
Отправить комментарий