Вступление

 






Вступление:

Первая часть издания, которое вы держите сейчас в руках, это своеобразное посвящение и обращение к долгу памяти о замечательном нашем калужском краеведе, недавно ушедшем от нас, Наталии Ивановне Кожевниковой.

Началось всё, с того, что в течении последних лет я стал готовиться к написанию исторического романа о Калуге времени царствования Ивана Грозного. Учитывая то, что по соображению своей въедливости, я стал изучать тему ремесленничества и жизнь своих героев из народа, и конечно обошел калужские библиотеки и прошерстил интернет, и через какое-то время на первом этапе я понял, что нет ничего сколько-нибудь подробного и описательного о Калуге того времени и о людях- калужанах XVI века, а так же понял, что здесь зияет огромная пустота на предмет неисследованного периода в истории, только лишь ссылки, небольшие информативные блоки-упоминания, по преимуществу одних лишь иностранцев посещавших некогда наш славный город. Это касалось общедоступных, описательных данных, другое дело я знал и о других источниках- «Рукописи 1791» с описью Плещеева и работы Вадима Корецкого и Михаила Волкова, и тем более напрашивались поисковые работы в ГАКО и запросы в ЦГАДА, но это для исследователей. Я же первоначально позиционировал себя как литератор и художник, а затем уже понял, что я занялся на следующем своем этапе, помимо художественного авторского описания, исследовательской, краеведческой работой. И вот я начал с того, что стал скрупулезно собирать и изучать сведения о калужских людях того времени. Затем стал систематизировать должностные и мастеровые (ремесленные) группы населения города, а так же обозначил многие подробности жизненного и ремесленного уклада жителей Калуги XVI- нач. XVII века, тем самым продолжив очень интересную тему "ремесленники Калуги" начатую Наталией  Ивановной  Кожевниковой,  пойдя ещё дальше и  углубившись в XVI-XVII века. В результате получилась эта книга. Мои герои- это калужские люди, укрепляющие город, мастеровые-зодчие строящие стены острога и возводящие башни, роющие подземные ходы и схроны, варящие серу и делавшие плинфу (плоский византийский кирпич) и первый толстый  обожженный кирпич, изготавливающие и чинившие стрелковое оружие, это те калужане, которые готовились отбивать атаки неприятеля, крымских татар- агарян. Это труженики имеющие необычные для нашего времени профессии, по современным меркам- экзотические. Совсем другой мир был в Калуге 500 лет назад. Эти люди- ремесленники стали исключительно интересны для меня с чисто человеческой, познавательной, описательной и производственной точек зрения. Сразу озвучу главную концепцию этого раздела:  то что относилось в описях к началу XVII века до 1622 года, пока Калуга не сгорела полностью, относиться и к Калуге середины-конца XVI века, ибо  острог был тот же и мастеровые люди находились на своих местах и занимались тем же, жизненный уклад этих людей сложился в доромановское время, а значит, эти ремесленные и бытовые особенности людей относятся и к периоду правления царя Ивана Грозного.

              Данные из двух источников позднего средневековья.          

Для своей книги я взял основу два источника. Они известны и находятся в доступе в интернете. Археологический ежегодник за 1964 год" М. 1965 г. Статья Вадима Ивановича Корецкого (1927-1985) "Новый документ по истории русского города времени крестьянской войны и польско-шведской интервенции" и  журнал "История СССР" 1972 г. 4. Статья Михаила Яковлевича Волкова (1924-1997) "Описание калужского посада конца XVI века" (1590-е).

Источников по истории русского города конца XVI-начала XVII в. сохранилось крайне мало, во время так называемой смуты крестьяне и посадские люди уничтожали в занятых городах государственные архивы 1. В свою очередь правительственными органами истреблялась документа-ция, вышедшая из лагеря восставших 2. Большое значение поэтому имеет разработка фонда Боярских и городовых книг, хранящегося в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА).

Находим и вычитываем доступную информацию. Это "Городовая книга по Калуге 1", из фонда Боярских и городовых книг Центрального государственного архива древних актов.

За основу я взял источники опубликованные, доступные нам, это «Подлинная книга Матвея Проестева (Проестова) и Якова Демидова»  составленная не позднее  107-го года (1598/1599 г.). и «Грамота о строении калужского посада» (Строельная книга) была создана, видимо, в 102-м году (1593/1594г.) "дано биричу Аниконку Шеровнику и подьячего Якова Демидова (возможно это один из  предков в родовом дереве будущего горнозаводчика Никиты Демидова). Года с 1593 по 1599-ый! И только одно это уже относит моё описание в XVI век! Этот исторический обзор публиковался в советское время М.Я. Волковым и здесь, я бесспорно отдаю должное его исследованию, интуиции. Волков так и пишет: «…Опираясь на этот (источник), можно восстановить топографию Калуги конца XVI века, определить численность посадского населения и уровень развития промышленности (читаем промыслов) и торговли в городе…». И я понял, что эти слова служат прямым посланием для меня. Начиная с 2018 я поставил перед собой сложную задачу- «восстановить топографию» и увидеть и нарисовать город каким он был в XVI веке используя доступные источники и труд Владимира Корецкого, который меня поразил объемом выложенного материала, опубликованного этим автором в советское время. Я решил расширить исследование и объединить два источника, заранее условившись, что описания эти укладываются в концепцию кон. XVI– нач. XVII веков. Второй аргумент, это то, что в этот период, с 1599 по 1613 год, не происходило «…убывания населения города в результате военных действий…», хотя и были нашествия на Калугу крымских татар в 1597 году и осада Болотникова в 1607 году, что отразилось на убыли населения города всего на 12%. В 90-х годах XVI века в Калуге насчитывалось 956 жилых посадских дворов, а весной 1613 года 842 двора. Принимая ту версию, что эти же люди и их семьи жили и в конце XVI века и в начале XVII века. Поэтому я беру данные этих двух источников за основу. Ещё и потому, что более ранние источники, «описи» времени Ивана Грозного, то есть, до Годуновского периода правления, были уничтожены восставшими и уничтожено впоследствии будущими правителями, и мы не можем располагать этими данными.

Третье. О чём хочется сказать особо, разглядывая старинные гравюры XVI века на которых изображены различные ремесленники того времени, мы видим, что это европейские изображения, но здесь необходимо понимать, что в XVI веке много европейских мастеров приглашалось к нам, при Иване III и при Грозном, поэтому все европейские промыслы были нам известны, они быстро брались на вооружение. И ещё надо понимать, что наши мастера порой были не менее, а даже более изобретательны, порой искуснее и находчивее чем западные. Мы знаем, что весь XVI век русские цари имели политическое влияние в Европе. Так, что отталкиваясь от этого, для наглядности, а еще и  для того чтобы было понятнее читателю, я построю визуальный ряд из этих гравюр XVI века и снабжу их различными комментариями относящимися именно к калужским мастерам (мастеровым). Именно так и писали тогда «серебреный мастер», ибо мастерство стояло на первом месте, а уже потом всё остальное.

Торговые люди: в описи 1590-х, их 127 человек. Это прямое свидетельство того, что Калуга XVI века, это большой торговый город, с крепостью и острогом для защиты, с тремя речными пристанями, у которых стояли сотни торговых кораблей. Это не фантастическая, а реальная картина из прошлого нашего города, может показаться удивительной. Действительно, в то время Ока была полноводной судоходной рекой, одной из главных речных торговых артерий на пути запад-восток до Волги. Теперь можно посмотреть детально, кем же были калужане XVI века? Чем они занимались, какие специальности имели, что было главным в их жизни и трудовых буднях.       

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЗОЛОТАРИ

Масленники. Токари. Плотники. Кузнецы.

Речные мастера на Оке. Другие ремесленники.