Вступление
Вступление:
Первая часть
издания, которое вы держите сейчас в руках, это своеобразное посвящение и
обращение к долгу памяти о замечательном нашем калужском краеведе, недавно
ушедшем от нас, Наталии Ивановне Кожевниковой.
Началось всё, с
того, что в течении последних лет я стал готовиться к написанию исторического
романа о Калуге времени царствования Ивана Грозного. Учитывая то, что по
соображению своей въедливости, я стал изучать тему ремесленничества и жизнь
своих героев из народа, и конечно обошел калужские библиотеки и прошерстил
интернет, и через какое-то время на первом этапе я понял, что нет ничего
сколько-нибудь подробного и описательного о Калуге того времени и о людях-
калужанах XVI века, а так же понял, что здесь зияет огромная пустота на предмет
неисследованного периода в истории, только лишь ссылки, небольшие информативные
блоки-упоминания, по преимуществу одних лишь иностранцев посещавших некогда наш
славный город. Это касалось общедоступных, описательных данных, другое дело я
знал и о других источниках- «Рукописи 1791» с описью Плещеева и работы Вадима
Корецкого и Михаила Волкова, и тем более напрашивались поисковые работы в ГАКО
и запросы в ЦГАДА, но это для исследователей. Я же первоначально позиционировал
себя как литератор и художник, а затем уже понял, что я занялся на следующем
своем этапе, помимо художественного авторского описания, исследовательской,
краеведческой работой. И вот я начал с того, что стал скрупулезно собирать и
изучать сведения о калужских людях того времени. Затем стал систематизировать
должностные и мастеровые (ремесленные) группы населения города, а так же обозначил
многие подробности жизненного и ремесленного уклада жителей Калуги XVI- нач.
XVII века, тем самым продолжив очень интересную тему "ремесленники
Калуги" начатую Наталией Ивановной Кожевниковой,
пойдя ещё дальше и углубившись в
XVI-XVII века. В результате получилась эта книга. Мои герои- это калужские
люди, укрепляющие город, мастеровые-зодчие строящие стены острога и возводящие
башни, роющие подземные ходы и схроны, варящие серу и делавшие плинфу (плоский
византийский кирпич) и первый толстый
обожженный кирпич, изготавливающие и чинившие стрелковое оружие, это те
калужане, которые готовились отбивать атаки неприятеля, крымских татар- агарян.
Это труженики имеющие необычные для нашего времени профессии, по современным
меркам- экзотические. Совсем другой мир был в Калуге 500 лет назад. Эти люди-
ремесленники стали исключительно интересны для меня с чисто человеческой,
познавательной, описательной и производственной точек зрения. Сразу озвучу
главную концепцию этого раздела: то что
относилось в описях к началу XVII века до 1622 года, пока Калуга не сгорела
полностью, относиться и к Калуге середины-конца XVI века, ибо острог был тот же и мастеровые люди
находились на своих местах и занимались тем же, жизненный уклад этих людей
сложился в доромановское время, а значит, эти ремесленные и бытовые особенности
людей относятся и к периоду правления царя Ивана Грозного.
Данные из двух источников позднего
средневековья.
Для своей
книги я взял основу два источника. Они известны и находятся в доступе в
интернете. Археологический ежегодник за 1964 год" М. 1965 г. Статья Вадима
Ивановича Корецкого (1927-1985) "Новый документ по истории русского города
времени крестьянской войны и польско-шведской интервенции" и журнал "История СССР" 1972 г. №4. Статья Михаила Яковлевича Волкова (1924-1997) "Описание
калужского посада конца XVI века" (1590-е).
Источников по истории русского города конца
XVI-начала XVII в. сохранилось крайне мало, во время так называемой смуты
крестьяне и посадские люди уничтожали в занятых городах государственные архивы 1. В свою очередь правительственными
органами истреблялась документа-ция, вышедшая из лагеря восставших 2. Большое значение поэтому имеет
разработка фонда Боярских и городовых книг, хранящегося в Центральном государственном
архиве древних актов (ЦГАДА).
Находим и
вычитываем доступную информацию. Это "Городовая книга по Калуге №1", из фонда Боярских и городовых книг Центрального
государственного архива древних актов.
За основу я
взял источники опубликованные, доступные нам, это «Подлинная книга Матвея
Проестева (Проестова) и Якова Демидова»
составленная не позднее 107-го
года (1598/1599 г.). и «Грамота о строении калужского посада» (Строельная
книга) была создана, видимо, в 102-м году (1593/1594г.) "дано биричу
Аниконку Шеровнику и подьячего Якова Демидова (возможно это один из предков в родовом дереве будущего
горнозаводчика Никиты Демидова). Года с 1593 по 1599-ый! И только одно это уже
относит моё описание в XVI век! Этот исторический обзор публиковался в советское
время М.Я. Волковым и здесь, я бесспорно отдаю должное его исследованию,
интуиции. Волков так и пишет: «…Опираясь
на этот (источник), можно восстановить топографию Калуги конца XVI века,
определить численность посадского населения и уровень развития промышленности
(читаем промыслов) и торговли в городе…». И я понял, что эти слова
служат прямым посланием для меня. Начиная
с 2018 я поставил перед собой сложную задачу- «восстановить топографию» и
увидеть и нарисовать город каким он был в XVI веке используя доступные
источники и труд Владимира Корецкого, который меня поразил объемом выложенного
материала, опубликованного этим автором в советское время. Я решил расширить
исследование и объединить два источника, заранее условившись, что описания эти
укладываются в концепцию кон. XVI– нач. XVII веков. Второй аргумент, это то,
что в этот период, с 1599 по 1613 год, не происходило «…убывания
населения города в результате военных действий…», хотя и были нашествия на
Калугу крымских татар в 1597 году и осада Болотникова в 1607 году, что
отразилось на убыли населения города всего на 12%. В 90-х годах XVI века в
Калуге насчитывалось 956 жилых посадских дворов, а весной 1613 года 842 двора.
Принимая ту версию, что эти же люди и их семьи жили и в конце XVI века и в начале
XVII века. Поэтому я беру данные этих двух источников за основу. Ещё и
потому, что более ранние источники, «описи» времени Ивана Грозного, то есть, до
Годуновского периода правления, были уничтожены восставшими и уничтожено
впоследствии будущими правителями, и мы не можем располагать этими данными.
Третье. О чём хочется сказать особо, разглядывая
старинные гравюры XVI века на которых изображены различные ремесленники того
времени, мы видим, что это европейские изображения, но здесь необходимо понимать,
что в XVI веке много европейских мастеров приглашалось к нам, при Иване III и
при Грозном, поэтому все европейские промыслы были нам известны, они быстро
брались на вооружение. И ещё надо понимать, что наши мастера порой были не
менее, а даже более изобретательны, порой искуснее и находчивее чем западные.
Мы знаем, что весь XVI век русские цари имели политическое влияние в Европе.
Так, что отталкиваясь от этого, для наглядности, а еще и для того чтобы было понятнее читателю, я
построю визуальный ряд из этих гравюр XVI века и снабжу их различными
комментариями относящимися именно к калужским мастерам (мастеровым). Именно так и писали тогда «серебреный
мастер», ибо мастерство стояло на первом месте, а уже потом всё остальное.
Торговые люди: в описи
1590-х, их 127 человек. Это прямое свидетельство того, что Калуга XVI
века, это большой торговый город, с крепостью и острогом для защиты, с тремя
речными пристанями, у которых стояли сотни торговых кораблей. Это не
фантастическая, а реальная картина из прошлого нашего города, может показаться
удивительной. Действительно, в то время Ока была полноводной судоходной рекой,
одной из главных речных торговых артерий на пути запад-восток до Волги. Теперь можно посмотреть детально, кем же были
калужане XVI века? Чем они
занимались, какие специальности имели, что было главным в их жизни и трудовых
буднях.
Комментарии
Отправить комментарий